Информация о реализации ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Образовательная программа начального общего образования на 2015-2019 учебные годы (1-4 классы)

Учебные планы 1-4 классов составлены для реализации следующих программ: «Перспектива», «Школа 2100». Таким образом, в начальных классах школы представлены различные образовательные программы, которые позволяют выбрать для ученика начальной школы наиболее комфортные условия и среду обучения в соответствии с пожеланиями родителей, рекомендациями психологов.

В 2017-18 учебном году количество обучающихся в начальной школе по различным образовательным программам в процентном отношении представлено в диаграмме.

Диаграмма 1. Количество обучающихся в начальной школе по образовательным программам в 2017-2018 учебном году

По программе «Перспектива» - занимаются девять классов (все классы с 1 по 3), по программе «Школа 2100» - три класса на четвертой параллели.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся школы определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Продолжительность урока во 2-4-х классах - 40 минут, в 1-х классах - 35 минут. Учебный год разделен на 4 четверти, обучающимся 1-х классов в феврале предоставляются дополнительные каникулы.

Учебный план для 1-4-х классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана включает обязательные для изучения предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения с учетом его вида, учредителя образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на введение учебных курсов, обеспечивающих личностное развитие учащихся, развитие познавательных способностей, совершенствование их универсальных учебных действий («Геометрия вокруг нас», «Успешное чтение», «Информатика», «Шахматы»). При формировании учебного плана учитывался социальный заказ участников образовательного процесса по итогам анкетирования, проведенного в апреле-мае 2017 г.

Внеурочная деятельность включена в план внеурочной деятельности и предназначена для продолжения целенаправленного, педагогически организованного развития детей во внеурочное время. Содержательные направления деятельности представлены в этом учебном году различными курсами, программами, проектами (Приложение 5).

Внеурочные занятия в школе проводились во второй половине дня для 1-х, 2-х, 4-х, 5-х классах и в первой половине дня - для учащихся 3-х, 6-7-х классов. Занятия проводились преимущественно с группой детей, сформированной на базе класса, с учётом запросов родительской общественности, интересов и предпочтений детей.

Деятельность выстраивается с учетом возможностей учреждения, сотрудничества с муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центральной библиотечной системой», храмом «Всех скорбящих Радость», детской школой искусств №1, «Сургутской филармонией».

Гистограмма 1. Количество обучающихся 1-4 классов по направлениям внеурочной деятельности


Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы)

Обучение учащихся 5-7 классов осуществляется по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897.

Учебный план 5-7 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Содержание образования, определенное участниками образовательной организации, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский язык, литература, иностранный язык); - общественно-научные предметы (история, география, обществознание); - математика и информатика (математика, информатика, алгебра, геометрия); - естественнонаучные предметы (биология, физика); - искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура (физическая культура).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя в 5-х классах: информатику и ИКТ, обществознание, физика, основы духовно-нравственной культуры народов России и курсы по выбору: словесность, за страницами учебника математики, финансовая грамотность, математика в экономике, хотите быть успешным? Говорите правильно!, правовой букварь, деловой английский, математика и логика. В 6-х классах - информатику и ИКТ и курсы по выбору: словесность, решение прикладных задач, финансовая грамотность, деловой английский. В 7-х классах – граждановедение, биологию и курсы по выбору: словесность, математическая мозаика, музыкальная литература, химия вокруг нас, правовой букварь, занимательная физика.

В 2017-2018 учебном году планом внеурочной деятельности 5-7 классов определены часы внеурочной деятельности, ее содержательные направления.

Гистограмма 2. Количество обучающихся 5-7 классов по направлениям внеурочной деятельности


Результатом реализации программы внеурочной деятельности стали индивидуальные и коллективные проекты, выступления обучающихся на фестивалях, арт-мобах, конкурсах, соревнованиях школьного и городского уровня.

Проектная деятельность в 5-7 классах

ФГОС ООО предполагает обязательную подготовку и защиту итогового индивидуального проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование легло в основу организации второй зачетной недели в виде защиты проектов для учащихся 5-7 классов в рамках промежуточной аттестации как неотъемлемой части образовательного процесса.

Защита проектов, обучающихся 5-7 классов прошла в марте 2018 г. Разработали и защитили проекты 100% обучающихся 5-7-х классов по следующим предметам: 5А – музыка, 5Б - обществознание, 5В – изобразительное искусство, 5Г – физическая культура, 6А – физическая культура, 6Б – музыка, 6В – изобразительное искусство, 6Г – обществознание, 7А -изобразительное искусство, 7Б - музыка, 7В - обществознание, 7Г - физическая культура, 7Д - физическая культура.

Результатом (продуктом) проектной деятельности стали: информационные буклеты, памятки, сборники, путеводители, переводы, сценарии, фотоальбомы, коллажи, композиции, плакаты, листовки, дневники, брошюры, дидактические материалы к урокам и классным часам, рисунки, виртуальные экскурсии, арт-объекты, роботы, и др.

Организация внеурочного пространства

Внеклассная и внеурочная деятельность осуществляется через интеграцию воспитательного и образовательного пространства: работу классных руководителей, участие в городских программах, проектах, деятельность детских объединений, систему дополнительного образования, реализация программ внеурочной деятельности (ФГОС НОО и ООО).

В 2017-2018 учебном году учащиеся школы, под руководством классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, преподавателя-организатора ОБЖ активнее участвовали в городских мероприятиях. Учащиеся приняли участие в 64 мероприятиях, в которые были вовлечены 315 человек, что составляет 35% от общего числа учащихся школы.

Таблица 1. Участие МБОУ СОШ №1 в реализации городских программ воспитания и дополнительного образования

Городские мероприятия

Окружные мероприятия

Всероссийские мероприятия

кол-во меропр.

кол-во участн.

Кол-во побед

кол-во меропр.

кол-во участн.

Кол-во побед

кол-во меропр.

кол-во участн.

Кол-во побед

2015-2016 учебный год

49

149

37

4

16

2

1

14

1

2016-2017 учебный год

73

492

38

8

38

4

5

7

3

2017-2018 учебный год

64

315

53

10

26

9

4

8

2


Гистограмма 3. Мониторинг участия учащихся в конкурса, фестивалях, соревнованиях, акциях муниципального уровня в рамках календарного плана мероприятий


Как показывает динамика достижений, значительно увеличилась результативность участия в городских конкурсах, фестивалях. Это свидетельствует о качественном подходе к подготовке учащихся. Этому способствовало грамотное использование кадрового ресурса, организация работы классных руководителей, руководителей детских общественных объединений, педагогов дополнительного образования, а также интересы учащихся. Для более эффективного развития необходимо продолжать вовлечение учащихся и педагогов в мероприятиявоспитательной средырегионального и Всероссийского уровней.

Существующая система воспитательной работы помогает правильно и грамотно спланировать и организовать воспитательную деятельность, как в школе в целом, так и в каждом отдельном классе.

Пятница-день проведения классных часов. Еженедельно, согласно расписания-единый классный час по определенной тематике в соответствии с программой воспитания и социализации «Мы Россияне». Помимо этого, классные руководители организовывали выходы в музеи города, просмотры фильмов, посещение Сургутского драматического театра. Несмотря на традиционные формы проведения мероприятий были проведены новые: Квест-игра (сентябрь), Акции «Выборы наше будущее» (ноябрь), Акция «Звезда Памяти», в честь празднования декады Памяти (май).

План мероприятий по программе воспитания и социализации обучающихся «Мы Россияне» в этом учебном году выполнен в полном объеме. В ноябре месяце состоялся обучающий семинар профессионально-личностного развития учителей 5-9 классов по программе «Социокультурные истоки». Свыше 40 педагогов, имеющих опыт работы по реализации программы «Истоки», приняло участие в его работе. Городской семинар начался с открытого урока в 5 классе на тему «Соловки», подготовленном Л.Ю. Ёжиковой, учителем высшей квалификационной категории. С помощью различных педагогических приёмов учитель познакомила ребят с историей возникновения Соловецкого монастыря и позволила прикоснуться к своеобразному и загадочному миру русского монашества. Центром урока стал диалог. Совместное размышление ребят и учителя способствовало формированию ценностного отношения к святыням своей страны.

Спортивно-оздоровительная деятельность

В жизни школы традиционно важное место занимает спорт. Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию; вооружение учащихся знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания; формирование интереса к физкультуре и потребности заниматься ей; воспитание позитивных морально-волевых качеств; готовность учащихся к сдаче норм комплекса ГТО.

В этом учебном году снизилась результативность участия учащихся в спортивных соревнованиях, вследствие чего снизились показатели. Не приняли участие в Президентских соревнованиях, легкоатлетической эстафете, Городском Смотре строя и песни.

Таблица 2. Достижения учащихся в физкультурно-спортивных соревнованиях, спартакиадах, эстафетах различного уровня 2015-2018 гг.

Год

Муниципальный уровень

(количество победителей и призеров)

Окружной уровень

(количество победителей и призеров)

Федеральный уровень

(количество победителей и призеров)

2015-2016

6

1

-

2016-2017

3

-

-

2017-2018

3

-

-


Таблица 3. Доля учащихся, занятых в спортивных секциях, клубах вне школы, в школьных спортивных секциях

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Вне школы

В школьных спортивных секциях, клубах

Вне школы

В школьных спортивных секциях, клубах

Вне школы

В школьных спортивных секциях, клубах

Кол-во учащихся

389

40

404

55

428

55

Доля %

43

0,03

44

0,04

44

0,05


В 2017-2018 учебном году произошло увеличение учащихся занимающихся в спортивных секциях, клубах на городском уровне (Приложение 8). Занятость в школьных секциях осталась стабильной.На следующий учебный год по запросу учащихся, родителей (законных представителей) будет введена программа дополнительного образования по волейболу. Но в силу объективных причин наши учащиеся и педагоги не приняли участие в Президентских соревнованиях и Легкоатлетическом кроссе к 73 годовщине Великой Победы.

Организация работы дополнительного образования

В образовательном учреждении в течение 2017-2018 учебного года были реализованы дополнительные общеобразовательные программы на бюджетной основе.

Таблица 4. Динамика занятости учащихся образовательного учреждения в системе дополнительного образования (за 2015-2018 гг.)

Направлен-ность

Техническая

Физкультурно-спортивная

Художественная

Социально- педагогическая

Естественно-научная

Учебный год

объеди-нений

Кол-во уч-ся

объеди-нений

Кол-во уч-ся

объеди-нений

Кол-во уч-ся

объеди-нений

Кол-во уч-ся

объеди-нний

Кол-во уч-ся

2015-2016

2

24

0

0

6

229

1

15

1

15

2016-2017

3

57

1

15

4

249

3

30

1

20

2017-2018

3

70

1

15

6

234

4

84

1

20

Итого:

Всего кол-во 

учащихся в школе

Всего кол-во 

объединений в школе

Кол-во в них

детей

% от общего

числа учащихся по школе

913

10

283

33%

923

12

371

42%

977

15

413

45%

В 2017-2018 учебном году наблюдается увеличение количества объединений дополнительного образования и количества учащихся, занимающихся в них на 3%. Общая численность учащихся, занятых в системе дополнительного образования увеличивается за счет расширения спектра деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении.

Детские объединения дополнительного образования в течение учебного года были активными участниками и организаторами школьных мероприятий:

  • Торжественная линейка в День знаний
  • Концерт ко Дню учителя
  • Праздничный концерт ко Дню матери
  • Посвящение в первоклассники
  • Соревнования по робототехнике
  • Выставки к Дню здоровья
  • Новогодние театрализованные программы
  • Показ спектакля «Училка будущего»
  • Спортивные соревнования по баскетболу
  • Концерт ко Дню 8 марта
  • Итоговые линейки «Успех года 2018»

Педагоги дополнительного образования детских объединений «Образцовый детский коллектив Театр Книги» - Толстикова Е.В., «Танцующий квартал» - Миронова Л.А., Радченко В.Н., «Золотые руки» Хрипун И.Б., вокальная студия «Росток» Суслова Т.Л., «ЛЕГО-мастер» Иост Т.А., изостудия «Акварель» - Гаффарова Г.С. создают условия для участия учащихся в различных конкурсах иимеют высокие результаты в городских, окружных и Всероссийских конкурсах и фестивалях:детский Образцовый коллектив «Театр Книги» под руководством Толстиковой Екатериной Владимировной стал победителемII степени в I городском фестивале «Весенняя премьера». Премьера спектакля по пьесе В.Ольшанского «Училка будущего» состоялась на школьной сцене. Приглашены были более 130 учащихся из 12 школ города. В мае месяце объединение приняло участие в окружном смотре творческих коллективов на присвоение звания «Образцовый коллектив». Детскому Образцовому коллективу «Театр Книги» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». Участники изостудии «Акварель» под руководством Гаффаровой Галины Станиславовны стали победителями многих городских фестивалей и конкурсов «Нет террору», «Радуга детства», «Щедрый вечер». В мае месяце Барвинок Елизавета 9б класс стала победителем Всероссийского конкурса Поколение М и была приглашена на финал в город Москву.

Школьное объединение «Основы медицинских знаний и экологии человека» под руководством Шипиловой Елены Алексеевны стало победителем в городском конкурсе «Лучшее экологическое объединение» в 2018 году.

Таблица 5. Достижения учащихся дополнительного образования в конкурсах, турнирах, соревнованиях различного уровня 2015-2018 гг.

Год

Муниципальный уровень

(количество победителей и призеров)

Окружной уровень

(количество победителей и призеров)

Федеральный уровень

(количество победителей и призеров)

2015-2016

20

11

-

2016-2017

14

4

4

2017-2018

21

5

2

Детские общественные объединения

В 2017-2018 учебном году в образовательном учреждении функционирует 11 детских общественных объединений в целях развития творческих способностей учащихся и занятости во внеурочное время (Приложение 10).

Каникулярный отдых и оздоровление детей

В течение года 2017-2018 учебного года были организованы осенняя и летняя лагерные смены.

В период осенних каникул с 30.10.2017 г. по 03.11.2017 г. была проведена лагерная смена с дневным пребыванием детей «Финград». Целью программы являлось создание условий для повышения уровня финансовой грамотности у обучающихся. Программа реализовывалась в течение 5 дней. Рассчитана на детей младшей и средней возрастной категории (7-17 лет), количество обучающихся - 100 человек, 4 отряда (по 25 человек).

В осенней лагерной смене приняли участие обучающиеся 9-х классов школ-участниц Ресурсного центра по повышению финансовой грамотности МБОУ СОШ №1: МБОУ СОШ №13, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ №19.

В период лагерной смены была организована работа по следующим модулям:

модуль № 1 (обучающий) «Занимательная экономика»

модуль № 2 (исследовательский) «Основы финансовой безопасности»

модуль № 3 (познавательный) «Войди в мир финансовой грамотности»

модуль № 4 (просветительский) «Наши возможные пути».

Социальными партнерами проведения осенней лагерной смены «Финград» явились: профессорско-преподавательский состав Института экономики и управления СурГУ, Сургутская торгово-промышленная палата, ПАО «Сбербанк», ПАО УРАЛСИБ, представители малого и среднего бизнеса, страховые компании.

Участники лагерной смены с удовольствием участвовали в насыщенной программе лагеря: посещали тренинги, деловые игры, экскурсии, открытые лекции Института экономики и управления, участвовали в брифинге, дискуссионных площадках, мастер-классах, практикооринтированных мероприятиях на предприятиях города, имели возможность задать все интересующие вопросы успешным представителям бизнеса. Лагерная смена «Финград» завершилась квестом «Бизнес – life», где в командном состязании участники соревновались за лучший бизнес-проект. Торжественная церемония закрытия завершилась выдачей сертификатов участников лагерной смены «Финград».

С 01.06.2018 по 26.06.2018 на базе школы был организован лагерь с дневным пребыванием детей «По торопинкам родного города». Направление программы - гражданско-патриатическая, название «Сургут –город для детей». Программа реализовывалась в течение 1 смены - 21 день. Рассчитана на детей младшей и средней возрастной категории (7-17 лет), количество обучающихся - 100 человек, 4 отряда (по 25 человек). Время пребывания в лагере: с 8.30 до 14.30, понедельник- суббота. Программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «По тропинкам родного края» направлена на развитие мотивации и готовности детей повышать свою гражданскую активности, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового образа жизни, вести работу по патриотическому направлению, ценить малую родину как источник духовного развития, информации, красоты, благополучия.

В период лагерной смены была организована работа по следующим модулям:

модуль № 1 (обучающий) «Край родной откроет тайны»

модуль № 2 (исследовательский) «Я – гражданин своего края»

модуль № 3 (познавательный) «Тайны природы моей»

модуль № 4 (просветительский) «Кто, если не мы?».

Мероприятия лагерной смены проводятся в классных кабинетах, в спортзале школы, в актовом зале, на школьной площадке, на реке «Сайма», на городских площадках города Сургута.

Смена лагеря с дневным пребыванием детей завершилась созданием каждым отрядом проектов дорожных карт памятных мест города.